Обмен учебными материалами


II. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИТУТОВ



Институты обычно классифицируются согласно той или иной главной функции, которую каждый из них выполняет. Герберт Спенсер использовал следующие категории: домашние, церемониальные, политические, церковные, профессиональные и промышленные[6]. Нынешние авторы пользуются схожими категориями, но обычно добавляют образовательные институты и институты социального обеспечения.

Множественность функции. Не следует полагать, будто институт выполняет только одну функцию. Главной и особой функцией семьи является, разумеется, поддержание особых эмоциональных отношений между людьми, которые по обычаю данной культуры приходятся друг другу родственниками. Но в разных аспектах и в разной степени семья является также экономическим институтом. В некоторых обществах она предоставляет принятую структуру для отправления религиозного обряда. Она настолько очевидно является еще и образовательным институтом, что профессиональные педагоги часто списывают неудачи формального образования на недостатки родителей[7].

Функции, разделяемые институтами. Нельзя также считать, что данная социальная функция выполняется только каким-то одним институтом. Если рассматривать образование как совокупность всех деятельностей, посредством которых дети учатся или обучаются техникам, обычаям и чувствам общества, в котором они живут, то становится очевидным, что школа не имеет монополии на образование. В самом деле, некоторые общества производят лидеров для своих предприятий, экспертов в своих искусствах и мастеров своего фольклора, ритуала и обычая без каких бы то ни было школ. В нашем обществе некоторые типы знания, как, например, осведомленность в половой жизни, практическая техника профессионального воровства и даже религия, упорно воспроизводятся несмотря на их отсутствие в школьной программе. Школы, говорит Самнер, преподают скорее текущую ортодоксию, нежели весь объем знаний и мнений, на которых реально держится общество. Еще очевиднее, что далеко не все игры происходят на игровых площадках и далеко не вся филантропия осуществляется социальными службами.

Некоторые функции выполняются сложно устроенными системами взаимосвязанных институтов. Традиционный кабинет доктора, который некогда служил клиникой, медицинской школой, операционной и лабораторией, сегодня стал всего лишь одним из многих институтов, занятых врачеванием. Вдобавок к тому, что уже было названо, существуют больницы для разных типов людей и разных заболеваний, школы и ассоциации разных вспомогательных профессий, ассоциации и квалификационные советы в разных отраслях медицины, а также правительственные, благотворительные и частные институты, распределяющие медицинскую помощь и охраняющие здоровье общественности. Говорить, что функцией любого из этих институтов является лечение, не уточняя его особую функцию в целостной системе лечения, было бы бессмысленным трюизмом.

Открытие специфических функций институтов — цель социологического исследования. Рэдклифф-Браун дает нам определение функции, полезное для достижения этой цели:

«Под функцией института я подразумеваю ту роль, которую он играет в целостной системе социальной интеграции, частью которой является. Употребляя выражение “социальная интеграция”, я исхожу из того, что функция культуры в целом состоит в объединении индивидуальных человеческих существ в более или менее стабильные социальные структуры, т. е. в устойчивые системы групп, определяющие и регулирующие связь этих индивидов друг с другом и обеспечивающие такую внешнюю адаптацию к физической среде и такую внутреннюю адаптацию образующих ее индивидов и групп друг к другу, которые делают возможной упорядоченную социальную жизнь»[8].

Социальные взаимосвязи. Общество — это интегрированная система, которая может продолжать существовать только при определенных условиях. Должна происходить замена одних индивидуальных членов общества другими. Должны иметь место обеспечение и распределение средств поддержания жизни. Вступающие в общество члены должны усваивать и воспроизводить техники и правила общества. Все эти условия зависят от еще одного условия, а именно от консенсуса в отношении корпуса представлений или чувств. Но это лишь голый каркас. В действительности социальная система образуется из особых способов делания всего этого. Функции института — это его роль в такой системе.

Загрузка...

Отсюда вытекает, что ни один институт, к какому бы классу мы его ни относили, не может быть понят в обособлении от всего остального. Церковь, говорим мы, это религиозный институт. Но ее существование зависит от других институтов и неформальных частей нашей культуры. Религиозные установки, воспитываемые церквями, имеют своими объектами не только божеств, но также элементы экономического порядка, политической системы и семьи. Духовенство, связанное обетом безбрачия, немыслимо без набожных семей, в которых матери поощряют своих сыновей слушать божественный зов. Кроме того, члены религиозного объединения имеют другие интересы и другие точки соприкосновения с социальной системой. Церкви достается только часть их времени, внимания, денег и лояльности. Функции церкви можно понять, лишь проанализировав ее многочисленные связи с целостной социальной системой. То же касается любого другого института.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИТУТОВ

Требования участников. Также институты полезно классифицировать в соответствии с природой и пределами требований, которые предъявляют друг к другу участвующие индивиды. В семье, например, эти требования глубокие и скрытые; они часть самого существования в ней. На противоположном полюсе находятся определенные типы социальных группировок, в которые индивиды эмоционально не вовлечены, но в которых они сознательно и добровольно объединяются на основе ясно определенного и ограниченного общего интереса. Профессиональные объединения — обычный институт для нашего общества, но от человека не ждут, что он будет проливать за них кровь. Однако если какая-то группа людей непрерывно действует сообща, даже по совершенно будничному поводу, требования обычно развиваются. Даже в деловом предприятии могут возникнуть моральные и личные претензии. На самом деле это может стать для него кончиной. Семья, в свою очередь, может завести бизнес для взаимной выгоды всех ее членов; но если предприятие разрушает в ее членах узы привязанности и чувство общей судьбы, то это вряд ли уже семья. Отсюда ясно, что природа взаимных требований подвержена изменению, но это изменение, стоит только ему выйти за некоторые пределы, может разрушить весь институт. Есть, вероятно, и типичные изменения: например, от ограниченных договором требований к глубоким, имплицитным ожиданиям.

Тип организации. Институты можно классифицировать еще одним способом — по типу организации, т. е. по конфигурациям чиновников, лидеров и различного рода участников. В семье члены выполняют различные функции и предъявляют друг к другу разные требования в зависимости от возраста, пола и родственной связи. В случае collegium, или гильдии, группа равных, прошедших одну и ту же специализированную подготовку, сотрудничает внутри нее на демократической основе, но резко отграничена от иного рода лиц в обществе, к которому она принадлежит. В других институтах имеется иерархия индивидов, аранжированная как пирамида и привязанная к ярко выделенной центральной фигуре; такова католическая церковь. В современном деловом предприятии лицо или небольшая группа ассоциированных лиц осуществляют определенные виды деятельности, которым другие лица как потребители время от времени оказывают поддержку; при этом между предпринимателем и случайным клиентом возникает мало устойчивых взаимных требований, хотя каждый признает позицию другого. Имеется великое множество таких конфигураций.

Заметим, что в последних двух способах классификации институтов упор делается не на предполагаемую цель или задачу, а на то, как институт работает. Такие классификации, как и прочие, полезны нам лишь постольку, поскольку могут помочь в изучении того, как возникают и функционируют институты в целостной структуре (framework) общества.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНСТИТУТОВ

Поскольку исследователя интересует в первую очередь наше общество, стоит назвать некоторые из основных типов институтов, существующих в нем.

Семья. Чтобы понять семью в нашем обществе, недостаточно мыслить семью в универсальном аспекте, очищенном от ее исторических особенностей. Если так ее упростить, полагает Самнер, то мы найдем женщину, держащую на руках младенца[9]. Но в нашем обществе семья гораздо больше, чем это. Она подразумевает законный брак, и незамужняя женщина часто разлучается со своим ребенком либо по собственной воле, либо по настоянию других сторон. От супружеской пары ожидается создание домашнего хозяйства и проживание в собственном доме в сотрудничестве, условия которого в значительной степени предписываются обычаем и законом. Дети какое-то время являются частью родительского домохозяйства, но обычно покидают его в некотором возрасте, который варьирует в зависимости от рода занятий и прочих обстоятельств их родителей. Тем не менее они остаются привязанными к семье — чувством или имущественными интересами. Деятельности, осуществляемые семьей на основе сотрудничества, варьируют от одного социального класса к другому, от деревни к городу, от региона к региону и от эпохи к эпохе[10].

Любое частное состояние семьи может утвердиться настолько прочно, что начинает идеализироваться; тогда на изменения поглядывают с ужасом и предсказывают, что семья того гляди исчезнет. Чтобы изучать семью в нашем обществе, необходимо знать практики отбора партнеров для брака по критериям расы, религии, класса, рода занятий и т. д., поддерживаемый тип домохозяйства, виды взаимной помощи, которые требуются от разной степени родственников и предоставляются им, и следствия семейной жизни для личности и карьеры индивида. Не надо и говорить, что должны быть поняты связи семьи с прочими институтами, ибо школы, церкви и другие институты так или иначе зависят от природы семейной жизни. Представляет интерес знание обстоятельств, которые явно благоприятствуют сохранности браков; обстоятельств, ассоциирующихся с разрушением брака; обстоятельств, способствующих рождению детей и успеху родителей в прививании детям стандартов поведения их самих и окружающего общества; а также вещей, способствующих финансовому успеху домохозяйства как кооперативного предприятия, ибо если семья не может прокормить своих членов или оплатить жилье, полномочия, которыми она обычно наделяется, в значительной мере переходят к другим учреждениям.

Политические институты. До сих пор социолог обычно не занимался детальным изучением государства или других политических образований. Это было делом политического ученого. Однако у политических ученых все больше проявляется склонность изучать те аспекты политических институтов, которые могли бы заинтересовать социолога, а именно: государство как коллективное поведение и действие в рамках непрерывно меняющейся социальной структуры. Эта новая политическая наука о коллективном поведении и общественном мнении, а также о функциях государства становится дополнением к прежнему изучению официальных (formal) конституций.

Экономические институты. Экономист изучает производство и распределение товаров. Некоторые экономисты, занимаясь написанием истории современных экономических институтов, стали социологами и внесли важный вклад в теорию институтов в их экономических и неэкономических аспектах. В Америке Самнер, будучи экономистом, счел желательным исследовать другие аспекты человеческого поведения и в немалой мере заложил основы нынешней социологической теории.

Таким же образом и социологи сочли нужным обратиться к изучению некоторых элементов экономической жизни. Семья, например, есть в некотором роде кооператив потребителей. В каждом экономическом институте протекают основные социальные процессы. Например, фондовая биржа — хорошая арена для изучения отбора участников, а также возникновения кодов, относящихся к самым мирским из всех человеческих деятельностей. Фабрика, торговая сеть, банк и многие другие институты, хотя и находятся в компетенции экономиста, изучаются также под социологическим углом зрения.

Церковь. Церковь, возможно, уже не господствует в политических и экономических делах, как прежде, но все еще важна. Столкнувшись с растущей секуляризацией жизни и с равнодушием значительной части населения, ее функционеры прибегают к мирскому изучению церкви в надежде обнаружить средства сдержать ее упадок. Немалая часть их изысканий имела определенно социологический характер, объективно трактуя процессы, связанные с ростом, сохранением и упадком местных приходов.

Кроме этих институтов, есть еще множество других, которые выполняют функции, специфичные для нашего общества. Точно так же в других обществах существовали многочисленные институты, не вполне укладывающиеся в наши традиционные категории. Функция, которая в некоторых условиях выполнялась неформально, может стать специальной функцией нового института. Примером служит современная школа; еще один пример — профсоюз; другими примерами являются всевозможные клубы по интересам, профессиональные ассоциации и благотворительные учреждения. Эти и другие новые институты предоставляют особенно интересную информацию не только о коллективных проблемах нашего общества, но также о природе институтов и тех процессах, посредством которых они возникают.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная